суббота, 16 июля 2011 г.

Брюс Науман (англ. Bruce Nauman)




Брюс Науман (Bruce Nauman; род 1941 г. Форт Уэйн, Индиана, США) — американский современный художник и скульптор-концептуалист. Изучал искусство, а также физику и математику в Висконсинском университете, а затем переходит в Калифорнийский университет и заканчивает его как магистр искусств. Преподаёт в Институте искусств Сан Франциско. В конце 60-х годов ХХ века переходит от живописи к скульптуре, киноискусству и перформансу. В то же время продолжал преподавательскую деятельность в различных университетах США. В 1989 году переезжает в штат Нью-Мексико, где художник по сегодняшний день живёт и работает.

Творчество Брюса Наумана бросает вызов традиционному представлению о том, что художник должен иметь один узнаваемый стиль. С середины 1960-х художник создал большое количество работ в разных медиа - видео, перформанс, инсталляция, энвайронмент, скульптура, графика... Если что-то объединяет эти разные произведения, это убежденность Наумана, что эстетический опыт важнее фактического значения объекта. Он создает ситуации, которые физически или интеллектуально дезориентируют зрителя.

Видеоперформансы





Науман пришёл к заключению, что раз он художник и находится в студии, то тогда все, что он делает в студии, является искусством. Искусство с этой точки зрения стало в большей степени активностью, чем продуктом. Науман начал использовать собственное тело как материал. Он записывал себя, производящим простые повторяющиеся действия, посвященные конкретной проблеме, обозначенной в названии фильма. Эти действия часто продолжались на протяжении одного часа — продолжительность видеокассеты.

Одной из самых известных работ этой серии стала «Хождениe по периметру квадрата с преувеличенными движениями». В ней статичная камера наблюдает за тем, как Науман медленно и с напряженным вниманием обходит мастерскую по периметру вычерченного на полу белого квадрата. Его телодвижения странны и неуклюжи. Он напоминает одновременно и ребенка, следующего правилам им же придуманной игры, и доведенную до абсурда пародию на походку женственного гея. Возвратясь в исходную точку, Науман начинает обходить тот же периметр спиной.

Использование пленки как дневника для потока сознания — видео Наумана были идеями и набросками для перформансов, которые он без видео не делал — радикально изменило образы, поведение и категории, которыми мыслит современное искусство.

Науман любит видеоинсталляции "говорящие головы": одна голова в телевизоре, глядя в упор "с последней прямотой" говорит посетителю: "Я не хочу умирать, ты не хочешь умирать, мы не хотим умирать. Это — страх смерти!" На соседнем экране другая голова вторит ей: "Я — хороший парень, ты — хороший парень, мы — хорошие парни. Это — хорошо!"

Инсталляция "Антропология/Социология": голова лысого актера со многих экранов кричит: "Бей меня, ешь меня, Антропология! Помоги мне, накорми меня, Социология!" Если зритель не испугается и останется в этом темном зале на пару минут, то он рискует сам войти в гипнотическое состояние и начнет воспринимать эти крики как некую полифонию. Слова теряют смысл, превратившись в мелодию.





Автопортрет на фоне фонтана

Что делает художника художником? Свой ответ на этот вопрос Науман дал в работе, обыгрывающей среди прочего «Фонтан» Дюшана (1917) как реди-мэйд — предмет (или, в данном случае, человека), который становится предметом искусства потому, что художник объявляет его таковым.

(еще один пример реди-мэйда - поэт Вера Павлова переписывает в виде стихотворения заметку из энциклопедического словаря о гологамии:
Гологамия (греч. holos — полный,
Gamos — брак) — простейший тип
Полового процесса (у некоторых
Зеленых водорослей, низших грибов),
При котором сливаются не половые
Клетки, а целые особи)



Неон

«Настоящий художник помогает миру, раскрывая мистические истины»
Эту надпись Науман вывесил в окне своей мастерской (в Сан-Франциско). Она находилась в здании бывшего продуктового магазина, и странная самореклама художника органично влилась в городской ландшафт из неоновых вывесок соседствующих заведений.

каламбур none sing/neon sign
«Моя работа, — говорит Науман, — произрастает из чувства фрустрации, связанного с природой человеческого бытия. И с тем, что люди отказываются понимать других людей. Я, конечно же, не думаю, что я могу это изменить, но это очень уж разочаровывающая часть человеческой истории»

в Suite Substitute (1968) два слова налагаются одно на другое и сменяют друг друга. При этом название работы непереводимо, так как слово suite по-английски имеет как минимум четыре значения (комплект, номер люкс, сюита, серия) и является омофоном слова sweet, тоже имеющего несколько разных значений. Когда буквы, составляющие suite, выделяются из слова substitute — замена, подмена, — они визуально делают очевидной всю переменчивость и неустойчивость своих многочисленных, лишь отчасти смежных значений.






Пространства

Науман создал множество вызывающих клаустрофобию замкнутых пространств, призванных дезориентировать зрителя. Некоторые коридоры погружены в темноту.
"Потому что пространство сделано из коридора и кончается счетчиком" (с)
В других включали камеры наблюдения и зацикленные видео системы, которые функционировали как электронное зеркало.

Работа с двойной стальной клеткой.
Науман хочет быть понятым, но ищет для этого наиболее эффективные способы вызвать состояние аффекта путем причинения зрителю дискомфорта и превращения агрессии в созидание.

"Три безжизненных смежных туннеля"
Зритель может попытаться представить, каково это было бы оказаться там внутри


Скульптура

Науман также начал отливать человеческие головы. Сохранение следов рабочего процесса всегда были важно для художника в качестве средства выявления природы создания произведения. Во время снятия слепков, модели Наумана дышали через трубку.

Науман меняет знакомые формы животных путем перемещения голов и конечностей без связи с анатомической логикой. Ужасные существа похожи на результат пугающих генетических экспериментов.













  


Звук

Брюс Нуман создал ряд работ, которые можно назвать эфемерными. Произведения, которые фактически сводятся к одному звуку. Одной из самых ранних работ такого рода является инсталляция «Get Out of My Mind, Get Out of This Room» (1968), существующая в виде звука в пустой комнате. Художник записал себя, повторяющим название работы - «Убирайся из моего разума, убирайся из этой комнаты»

У Наумана два венецианских "Золотых льва" за вклад в искусство.

Комментариев нет:

Отправить комментарий